ФЭНДОМ

Александр Некрасов
Полное имя

Некрасов, Александр Иванович

Дата рождения

16 декабря 1946(1946-12-16)[[Категория:Родившиеся в Шаблон:Году]] (70 лет)

Место рождения

Красный Кут

Страна

Украина

Профессии

композитор

Инструменты

Баян, фортепиано

Жанры

оркестровая, хоровая, инструментальная и вокальная музыка

Награды

Заслуженный деятель искусств Украины

Александр Иванович Некрасов (род. 16 декабря 1946 г.) - композитор, научный работник, педагог, музыкальный критик и общественный деятель. Член Национального союза композиторов Украины (1979), Национального всеукраинского музыкального союза (1992), Национального союза журналистов Украины (2005); доцент (1991), заслуженный деятель искусств Украины (1995), профессор (1996); награжден медалью (1970).

Биография Править

Родился А.И.Некрасов 16 декабря 1946 года в России в г. Красный Кут Саратовской области. Сначала специальное образование как баянист получил на Волыни в Луцком музыкальном училище (1963-1966, классы А.Н.Бедняка и В.А.Короля). Высшее образование как концертный исполнитель, преподаватель и дирижер получил во Львовской консерватории имени Н.В.Лысенко на отделе народных инструментов (1966-1971, классы Н.Ф.Ремаренко и Г.Н.Казакова). С 1966 года работал преподавателем, а с 1970 по 1973 – директором Турийской детской музыкальной школы, которая на Волыни была основана при его участии. 1973-1977 получил второе высшее образование во Львовской консерватории, но уже на композиторском факультете (класс композиции профессора Р.А.Симовича). С 1977 работает в Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С.Прокофьева, где прошел путь от преподавателя до профессора кафедры теории музыки и композиции. В 1996-2007 годах был деканом исполнительского факультета. С 2000 – профессор кафедры композиции и современных музыкальных технологий.

ТворчествоПравить

А.Некрасов – автор музыки разных жанров для симфонического оркестра и оркестров народных инструментов, хоровых и инструментальных произведений (для фортепиано, арфы, баяна, домры), вокальных циклов, романсов и песен на слова народного поэта Азербайджана Наби Хазри, украинских поэтов В.Гея, П.Маха, Н.Рыбако, Н.Сынгаевского, И.Струцюка, П.Тычины, И.Чернецкого, В.Ладижца, музыки для детей и юношества.

Музыка композитора часто исполняется в Украине, звучала и получила признание в Италии, Канаде, Латвии, Польше, России, других странах. Его произведения в течение значительного времени имеются в репертуаре многих ведущих исполнителей (хоровых коллективов, инструменталистов и певцов), с успехом исполнялись в концертах Национального Союза композиторов Украины, во время хоровых ассамблей и олимпиад, неоднократно включались в программы творческих отчетов мастеров искусств разных регионов Украины в Киеве. Известные художественные коллективы представляли музыку А.Некрасова во время многих международных музыкальных фестивалей «Киев Музик Фест», нескольких республиканских фестивалей Киевской организации Национального союза композиторов Украины «Музыкальные премьеры сезона», в программах фестиваля «Riga Dimd» (Латвия), «Internationales Chorfestivel» в Германии, «Chorolympiade» в Австрии, хор-фестах «Златоверхий Киев», «Южная пальмира» (Одесса), «Organum» (Сумы), фестивале духовных песнопений «От Рождества до Рождества» (Днепропетровск), «Фестиваля славянской фортепианной музыки» (г.Мелитополь Запорожской области), Всеукраинского «Певческого Собора на Святых Горах» (г.Святогорск Донецкой области), в программах международных хоровых конкурсов имени Леси Украинки (г.Луцк Волынской области), международном конкурсе студентов-пианистов «Forum International Pedagogique de Musique» (Франция, Париж), Всероссийском конкурсе пианистов в рамках Ш Всероссийской конференции-фестиваля творчества студентов «Юность большой Волги» (Россия, г.Чебоксары), в различных фестивалях детского хорового творчества.

Во время участия в международных конкурсах современной музыки в Ирландии, Италии, Германии, России, Венгрии, Франции и во Всеукраинских международных конкурсах с исполнением музыки А.Некрасова многочисленные отечественные исполнители удостаивались высших конкурсных наград. Яркий пример – киевский камерный хор «Хрещатик» (основатель Л.Бухонская), который исполнял произведения А.Некрасова в трех международных конкурсах современной музыки в странах Западной Европы (Ирландия, г.Слайго, 1994, первая премия; Германия, г.Даупфеталь, I конкурс имени Ф.Мендельсона- Бартольди, 1996, первая премия; Венгрия, г.Дебрецен, XVII конкурс имени Б.Бартока, 1996, третья премия). А среди детских художественных коллективов постоянным исполнителем музыки А.Некрасова стал хор «Сяйво» Нежинской детской музыкальной школы (руководитель С.Голубь), который также многократно представлял его произведения в международных конкурсах (1999, VII международный фестиваль детского хорового творчества «Поет Киевщина», Гран-при; международный конкурс-фестиваль имени Г.Струве «Артековськие зори», 2002 и 2004 – первое место и Кубок фестиваля, 2006 – Гран-при «Кубок Авдиевского»).

С 1980 года композитором проведено свыше 20 авторских концертов (в Киеве, Донецке, на Волыни), свыше 100 творческих встреч с любителями музыки и учащейся молодежью. Дважды он становился победителем конкурсов украинских композиторов на лучшую песню (1985, 1987). Его музыка стала основой нескольких полнометражных авторских программ Украинского радио и телевидения, областных телерадиокомпаний, ряд его произведений изданы, записаны в фонды Украинского радио и Донецкой областной государственной телерадиокомпании, приобретены Министерством культуры и туризма Украины.

Научный, методический и педагогический опыт А.Некрасова отражен в его научно-методических работах – учебных программах для музыкальных академий Украины и статьях по вопросам музыкальной педагогики и методики работы с творческой молодежью. Кроме этого по заказу Министерства культуры и туризма Украины им создан ряд сочинений, в том числе изданных в сборниках педагогического репертуара, которые внедряются в учебный процесс в редакциях ведущих педагогов Украины. Музыка композитора широко используется в процессе художественного и музыкально-эстетичного воспитания молодежи. Не случайно в разных городах Украины первыми исполнителями музыки композитора часто становились художественные коллективы именно музыкальных учебных заведений.

Как один из основателей донецкой композиторской школы со времени открытия композиторского факультета в Донецкой музыкальной академии А.Некрасов подготовил ряд талантливых композиторов. Плодотворно работает в песенном жанре его выпускница А.Пачевская, автор многих песен, которые вошли в репертуар Л.Вайкуле, А.Малинина, А.Пугачевой, Л.Успенской и других. Воспитанник А.Некрасова С.Вешкин стал дипломантом конкурса молодых композиторов на родине С.С.Прокофьева «Украина молодая», а И.Андрианов – дипломантом международного конкурса композиторов «Gradus ad parnassum» и членом Национального союза композиторов Украины. С.Тихонова работает заведующей ассистентурой-стажировкой (аспирантурой) Донецкой музыкальной академии имени С.С.Прокофьева. Особенно высокие творческие достижения имеет выпускник А.Некрасова, член Национального союза композиторов Украины А.Скрыпник, который стал лауреатом республиканских премий имени Н.А.Островского и Л.Н.Ревуцкого, а также международного конкурса композиторов имени Иванны и Марьяна Коць, заслуженным деятелем искусств Украины, профессором, кандидатом искусствоведения, сначала проректором по учебной работе, а теперь и ректором Донецкой музыкальной академии имени С.С.Прокофьева.

Деятельность А.Некрасова обозначена неоднократным избранием его в руководящие органы Национального союза композиторов Украины и Донецкой композиторской организации, участием в работе жюри музыкальных конкурсов и фестивалей, назначениями председателем государственных комиссий во время выпускных экзаменов и экспертом Государственной инспекции Министерства образования Украины по аттестации и аккредитации музыкальных учебных заведений. В 2000-2006 годах он был директором международного конкурса молодых вокалистов «Соловьиная ярмарка» имени А.Б.Соловьяненко, который проводится в Донецке.

Много сделано А.Некрасовым для культуры Украины, особенно Донетчины, как журналистом и общественным корреспондентом (музыкальным обозревателем) областной газеты «Донетчина». Многочисленные его статьи и музыкально-критические материалы опубликованы во всесоюзном журнале «Советская музыка», республиканских журналах «Музика» и «Українська культура», в газете «Культура и життя», региональной периодике.

Анализ и оценку творчества А.Некрасова содержат многочисленные научные публикации, его музыка включена в учебные программы музыкальных учебных заведений, наряду с произведениями других известных композиторов современности она уже стала основой нескольких диссертаций музыковедов Украины. А разносторонняя деятельность А.Некрасова отмечена областной премией имени С.С.Прокофьева (Донецк, 1992), почетным званием «Заслуженный деятель искусств Украины» (1995), почетными дипломами, грамотами и благодарностями государственных и общественных учреждений, музыкальных учебных заведений.

СОЧИНЕНИЯПравить

ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА

Для симфонического оркестра:

  • «Каспийская фантазия».– 1985.
  • «Сестра солнца», восточная новелла (сюита).– 1984.
  • «Торжественная увертюра».– 1977; вторая ред.– 1979.

Для оркестров народных иструментов:

  • «Гуцульская рапсодия на темы песен украинских композиторов», для оркестра народных инструментов.– 1980.
  • «Иллюстрации к народным сказкам», сюита для оркестра народних инструментов.– 1982.
  • «Три гуцульских гобелена», сюита для домрового оркестра.– 1993.

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

Оригинальные хоровые произведения:

  • «Ой ви, хлібні поля», сл. В.Лагоды, для смешанного хора a cappella.– 1985.
  • «Сирень», сл. В.Руденко, для смешанного хора a cappella.– 2007.
  • «Славень воскресінню Христовому», сл. И.Струцюка, для смешанного хора a cappella.– 1998.

Хоровые произведения на темы украинских народных песен:

  • Две фольклорных импровизации на темы шуточных украинских народных песен («Весілля Мухи», «Занадився журавель»), для смешанного хора a cappella.– 1994.
  • «Пісні з Волині», хоровой цикл из четырех фольклорных сюит:
Фольклорная сюита № 1 на темы детских украинских народных песен, для женского хора a cappella.– 1990.
Фольклорная сюита № 2 на темы украинських народных песен о любви, для смешанного хора a cappella.– 1990.
Фольклорная сюита № 3 на темы календарных украинских народных песен, для женского хора a cappella.– 1992.
Фольклорная сюита № 4 на темы календарных украинских народных песен, для смешанного хора a cappella.– 1992.
  • «Розпилася молодиця», импровизация на тему шуточной украинской народной песни, для смешанного хора в сопровождении фортепиано.– 1991.

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Для фортепиано, квинтета духовых и ударных инструментов:

  • «Украинськое скерцо».– 1986.

Для фортепиано:

  • «Восемь прелюдий».– 1991.
  • «Гуцульская сюита» (гобелени).– 1985.
  • «Два фантастических ескиза».– 1986.
  • Две иллюстрации к народным сказкам («Мертвая и живая вода», «Колдунья»).– 1982.
  • «Две прелюдии».– 1973.
  • «Две прелюдии».– 1981.
  • «Две прелюдии».– 1991.
  • Вариации «Зеркальные структуры».– 1977.
  • «Элегия».– 1998.
  • «Импровизация».– 1995.
  • «Карпатская сюита».– 1978.
  • «Три посвящения Сергею Сергеевичу Прокофьеву».– 1992.

Для арфы и фортепиано:

  • «Зачин и интродукция Бояна».– 1988.

Для домры и фортепиано:

  • «Вариации».– 1985.
  • «Гуцульське коло».– 1994.
  • «Элегия».– 1986.

Для баяна:

  • «Скерцо».– 1987.
  • «Четыре этюда».– 1987.

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Циклические произведения:

  • «Бій», сл. М.Стельмаха, вокальный цикл, для сопрано.– 1976.
  • Две басни Ивана Крылова («Лебедь, Рак и Щука», «Волк и Лисица»), для сопрано.– 1973.
  • «Люди и песни», вокальний цикл, для тенора.– 1977; вторая ред.– 1980
  • Два стихотворения Наби Хазри («Когда ты говоришь», «Материнские руки»), для тенора или сопрано.– 1977; вторая ред.– 2009.
  • Два стихотворения Наби Хазри («Бессонница», «Вершинное облако»), для тенора.– 1980.
  • Два стихотворения Наби Хазри («Цветы бы зацвели», «Горы гордятся»), для баритона.– 1981.

Солоспивы:

  • «Ви знаєте, як липа шелестить..», сл. П.Тычини, для сопрано или тенора.– 1973.
  • «Вийшла до криниці», сл. П.Маха, для сопрано.– 1990.
  • «Голос дитинства», сл. В.Гея, для высокого голоса.– 1986.
  • «Йду я в тумани», сл. П.Маха, для баритона.– 1986.
  • «Притча бабиного літа», сл. И.Струцюка, для сопрано.– 1973.
  • «Ти зі мною», сл. И.Струцюка, для баритона.– 1984.
  • «Тиха баллада», сл. Н.Сынгаевского, для сопрано.– 1974.
  • «Травневі роси», сл. В.Рудыча, для баритона.– 1987.

Сочинения на темы украинских народных песен:

  • «Була на Купали», обработка украинской народной песни, для сопрано.– 1992.
  • Импровизация на тему шуточной украинськой народной песни «Розпилася молодиця», для сопрано.– 1991.

Песни (более 30) на слова А.Богачука, С.Дружиновича, А.Землянского, Г.Калюжной, Е.Крыжевича, В.Лагоды, Ю.Мальцева, П.Маха, Г.Пасько, Н.Рыбалко, И.Струцюка, И.Чернецкого.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Хоровые произведения:

  • «Вже сонечко в море сіда», слова Л.Украинки, для хора a cappella – 1977.
  • «Кізочки», фольклорный диптих на темы детских украинских народных песен с Подолии, для хора a cappella.– 1993.
  • «Козуню-любуню», свободная обработка украинськой народной песни, для хора cappella.– 1994.
  • «На зеленому горбочку», сл. Л.Украинки, для хора или вокального ансамбля в сопровождении фортепиано.– 1980.

Произведения для фортепиано и вокальные сочинения на слова Г.Бойко, Т.Волгиной, В.Ладыжца, Г.Пасько. Переложения музыкальных произведений для детей других авторов:

  • Кабалевский Д. «Детский альбом», ор. 39 (24 пьєсы для фортепиано). Переложение для скрипки и фортепиано. Редакция партии скрипки А.Каравацкого.– 2004.

НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  • Життя в музиці. Документальна монографія // Донецька державна музична академія ім. С.С.Прокоф’єва.– Київ-Донецьк.– 2003.– 212 с.
  • Методика викладання інструментовки. Програма для вищих музичних навчальних закладів з фаху «Композиція».– К.: Державний методичний центр навчальних закладів культури і мистецтв.– 2000.
  • Методика викладання сольфеджіо. Програма для історико-теоретичних і композиторських факультетів музичних вузів.– К.: Республіканський методичний кабінет навчальних закладів мистецтв і культури.– 1995.
  • Музична критика. Статті та матеріали / Загальна редакція, автор вступної статті та коментарів Т.В.Тукова.– Донецьк: Юго-Восток.– 2009.– 188 с.
  • Роль музыкального фольклора в нравственном воспитании молодежи.– В сб.: Проблемы формирования нравственной культуры. Тезисы докладов научно-практической конференции (г.Донецк, апрель 1995 г.) / Донецкий государственный университет.– Донецк.– 1995.
  • Современные композиторские техники в исполнительской практике. Программа по специализации 8.020205 «Музыкальное искусство».– 2001.
  • Хоровая аранжировка. Программа для высших музыкальных учебных заведений по специализации «Хоровое дирижирование».– 1995.
  • Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу в курсе сольфеджио. Практическое пособие для высших музыкальных учебных заведений специализации «Хоровое дирижирование»:
Часть первая. Диатоника.– 1989.
Часть вторая. Альтерация.– 1991.
  • Статьи, критические материалы, интервью в периодике (более 60).

СБОРНИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ

На украинском языке:

  • Заповітна любов. Поезії.– Донецьк: Національна спілка письменників України, журнал «Донбас».– 2004.– 44 с.
  • Чудернацька анатомія людини у віршах для дітей.– Донецьк: Національна спілка письменників України, журнал «Донбас».– 2006.– 40 с.

На русском языке:

  • Воспоминания. Стихи.– Донецк: Национальный союз писателей Украины, журнал «Донбасс».– 2005.– 50 с.
  • Мелодия любви. Стихотворения. Рассказ.– Донецк: Национальный союз писателей Украины, журнал «Донбасс».– 2007.– 44 с.

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕПравить

  • Денисюк В. Одержимі творчістю. Про мистецькі та культурно-освітні училища Волині.– Луцьк: Волинська обласна друкарня.– 2004.– С. 193-194.
  • Кірєєва Т. Донбас: культура і мистецтво. Дослідження.– Донецьк: Видавництво «Донеччина».– 1999 р.– С. 146-150.
  • Композитор Олександр Некрасов: Збірка статей / Упорядник, загальна редакція, автор вступної статті та коментарів Т.В.Тукова.– Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд».– 2007.– 198 с.
  • Мистецтво України: Біографічний довідник / За редакцією А.В.Кудрицького.– К., 1997.– С. 434.
  • Муха А.І. Композитори України та української діаспори.– К.: Музична Україна.– 2004.– С. 214-215.
  • Ущапівська О.М. Творчість донецьких композиторів у контексті соціокультурної ситуації сучасності.– В сб. ст.: Актуальні проблеми історії та практики художньої культури. Випуск XXII.– К.: Міленіум.– 2009.
  • Ущапівська О.М. Карпатський фольклор у творчості Олександра Некрасова: взаємодія національного та індивідуального.– В сб. ст.: Мистецтвознавчі записки. Вип. 15.– К.: Міленіум.– 2009.
  • Другие статьи в сборниках научных изданий, материалы справочников, всесоюзной, республиканськой и региональной периодики (более 150)

АудиоПравить

ВидеоПравить

Ссылки Править