ФЭНДОМ

Самуил Ратнер
фото
Основная информация
Дата рождения

13 июня 1910

Место рождения

Ветка. Гомельская область

Дата смерти

1992 год(1992)[[Категория:Умершие в Шаблон:Году]]

Страны

Шаблон:Флагификация
Шаблон:Флагификация

Профессии

композитор

Инструменты

фортепиано

Жанры

симфоническая, камерная, вокальная и хоровая музыка, балетная

Самуил Вульфович РАТНЕР (1910 - 1992) - Украинский композитор.

В музыкальной культуре каждого края есть художник, с появлением которого определяется новый этап художественного развития. Ратнер сыграл особую роль в профессиональном движении и становлении композиторской школы Донбасса. Симфонические, инструментальные, вокальные произведения, вокально-симфоническая сюита, опера, балеты, оратория, кантаты, инструментальные концерты-жанры, в которых сочинял композитор, стали заметным событием в культурной жизни шахтерского региона.

У истоков Донецкой композиторской организации Править

Оглядываясь на весь пройденный путь замечательного музыканта, отмечаем сложность объективных обстоятельств, которые приходилось преодолевать с девятилетнего возраста. Жизнь его была трудной и яркой. Она представляет уникальную психологическую ценность в духовно обогатившейся, закалившейся личности. Родился 13 июня 1910 года в городе Ветка Гомельской области в семье школьных учителей. Окруженный красотой небольшого зеленого городка, мальчик был подготовлен к восприятию славянской природы, ее истории и культуры.

Атмосфера в доме родителей, где прошли детские годы, была типичной для интеллигенции тех лет. Знание стихов, песен, народных сказок, легенд разбудило в душе ребенка интерес к культуре славянского народа. Ранняя смерть отца и матери потрясла его, с семи лет начинается Трудовая биография Ратнера. С 1919 по 1925 год он воспитывается в детском доме города Гомеля. Рано познал дисциплину труда во имя достижения поставленных целей. Дисциплина должна быть и в творчестве — это подросток понял, занимаясь в музыкальном техникуме по классу фортепиано (г. Гомель). В 1927 году С. В. Ратнер окончил четыре курса и поступил в Ленинградский музыкальный техникум на композиторское отделение (1927—1932). Превосходные педагоги-профессора Г. Попов, М. Чулаки, Н. Арепов передали юноше не только славные традиции ленинградской композиторской школы, но и привили любовь к труду, настойчивому и последовательному овладению трудностями. Юная душа С. В. Ратнера жадно впитывала разнообразные впечатления, в том числе музыкальные и художественные. Помимо занятий композицией, молодой музыкант овладевал техникой дирижирования в Ленинградской консерватории (1932—1937). С творческим подъемом и большими надеждами на будущее С. В. Ратнер посещал занятия профессоров И. Мусина, А. Житомирского, М. Штейнберга, Б. Асафьева, И. Соллертинского. Успешно сдав экзамены, получив с отличием диплом, молодой специалист широкого диапазона (пианист, композитор, дирижер) приезжает в Минск на работу. В 1937—1941 гг. он — дирижер Белорусского театра оперы и балета. Значительный дирижерский опыт и природная одаренность позволили ему дирижировать напамять многими спектаклями. С 1941 по 1944 композитор работает в Уйгурском национальном театре в Алма-Ате. Там же были написаны музыкальная комедия «Хитрый Наса», симфония и фортепианный концерт. Затем переезд в Ворошиловград, С. В. Ратнер — художественный руководитель филармонии и одновременно главный дирижер симфонического оркестра. Тогда же были написаны Сюита о молодогвардейцах (цикл песен), ряд других произведений, с успехом исполненных в областной филармонии. В 1946 году, учитывая большую деятельность и плодотворность в композиторской работе, С. В. Ратнер был награжден медалью «За трудовую доблесть», и фамилия его вписана в Книгу почетных граждан города Ворошиловграда. Через три года он получает назначение уполномоченного Союза композиторов Украины по Донбассу (1949—1969). На поэтической земле Донбасса» с особой силой расцветает его композиторское дарование. Насыщенный пульс трудового ритма шахтерского кpaя вызвал потребность воссоздать в музыкальных образах величие ратных и трудовых подвигов шахтеров, воспеть их душевную щедрость, идеи мира и братства. Этой тематике посвящены три кантаты композитора на слова В. Шутова «Слава шахтерам Донбасса», «Героям шахтерам», «Слава шахтерскому краю», два двухактных балета «Солнце с Востока», «Майя» (либретто А. Лукацкого), увертюра «Шахтерский праздник». К дням декады мастеров искусств Донбасса в Киеве (1960 г.) была создана кантата «Шахтерский привет Киеву» на слова В. Шутова. В 1964 году С. В. Ратнер пишет оперу-ораторию «Тарас Шевченко». Автор многочисленных сочи,нений, гордый и счастливый, вновь горел новыми творческими замыслами. Среди них были оратория «Ленин» в пяти частях на слова С. Смирнова, симфонические поэмы «Освобожденный Донбасс», «О героях Донбасса», вокально-симфонические поэмы «Сибирь — земля могучая», «26 бакинских комиссаров», шесть одноактных балетов.

Практическое знакомство с инструментами оркестра имело огромное значение для композитора. Сказались годы учебы в Ленинградской консерватории, дирижерская практика, переложения классических произведений для симфонического оркестра. К вышеперечисленным сочинениям композитора добавим симфонию, посвященную 300-летию воссоединения Украины с Россией, симфонию на уйгурские темы, «Праздничную», «Драматическую» и «Русскую» увертюры, концерты для фортепиано на казахские темы, для фагота, ксилофона, домры с оркестром. У С. В. Ратнера творческая энергия сочетается с большой жизнестойкостью, он легко совмещает работу над несколькими произведениями одновременно, черпая силы в переключении творческого процесса. Например, сонатина для скрипки и фортепиано, концерт для домры с оркестром, «Русская увертюра», героико-драматический монолог для баритона с оркестром «Братство» (слова А. Суркова) и марши для духового оркестра «Слава Киеву родному», «Слава героям Одессы» завершены в 1984 году. Много сделал компози¬тор и в жанре массовой гражданской песни, органично соединяя в своих вокальных сочинениях характерные интонации украин¬ских и русских народных песен, а также песенный фольклор шахтерского края. Все это несло большой заряд новых художественных впечатлений, помогало лучше узнать музыкальную культуру края. Желая оживить, укрепить работу в данной области, С. В, Ратнер всю тяжесть перемен взвалил на себя, вынес немало трудностей. Обладая живым темпераментом, оптимистичный по натуре человек не унывал в новой обстановке, работал не покладая рук (педагог теоретических дисциплин в музыкальном училище, руководитель музыкального лектория в Донецкой филармонии). Наряду с творческой композиторской работой С. В. Ратнер являлся уполномоченным Украинского отделения Музфонда в Донецке (1950—1970 гг.). С 1970 года старейший композитор Донецкой организации Союза композиторов Украины, работающий в Донбассе свыше сорока лет, продолжает активную творческую и общественную работу, постоянно участвует в творческих встречах с шахтерами, металлургами, тружениками сапа, воинами армии, учащимися школ и профтехобразования. С 1983 года -— член правления Донецкой организации Союза композиторов Украины. Было нечто романтическое в жизненной позиции у маститого композитора: не пропускал ни одного концерта в филармонии, в других концертных залах города. С. В. Ратнер стоял у истоков подъема просветительской волны и стимулировал его в Донецком крае. Энтузиазм слушателей удивлял и заинтересовывал композитора, он видел в происходящем проявление прогресса музыкального просвещения тружеников Донбасса. Несомненно, в этом заслуга и самого С. В. Ратнера. Тот колоссальный труд, который композитор, педагог, просветитель, дирижер пронес на своих плечах за долгие годы музыкальной деятельности, ярко сказался и на успехах композиторской организации, развитии профессионального искусства Донецкого региона.

О музыке С. В. Ратнера Править

Работа над музыкой к театральным постановкам становится трамплином к крупным опусам — симфониям, ораториям, балетам, которые представляют наиболее характерные черты стиля С. В. Ратнера. Симфония, посвященная 300-летию воссоединения Украины с Россией, впервые в Донбассе поднимает исторические темы на столь высокий уровень обобщения средствами монументального жанра. Произведение освящено украинско-русскими традициями эпического жанра.

Это ощущается в образах, характере развития, общем настроении циклов. Одновременно в симфониях заметна самобытность художника, что проявляется в нескольких аспектах: характеристичности лирических образов, создании яркого колорита, в мелодизме, опирающемся на истоки украинских и русских народных песен. Можно с уверенностью отметить, что это была знаменательная веха в развитии симфонизма в Донбассе. Композитор больше к жанру симфонии не возвращается, овладевает как малыми, так и крупными музыкальными формами. В этой работе соединяются две тенденции: миниатюра влечет композитора своей компактностью и емкостью, возможностью лаконично выразить настроение (четыре пьесы для фортепиано — «Пионерский марш», «Кукушка», «Маленький вальс», вариации на тему белорусской народней песни «Перепелочка», «Русская фантазия» для квинтета духовых инструментов, «Рапсодия» для фортепиано, сонатина для скрипки и фортепиано, «Белорусские узоры» для флейты и фортепиано) и музыка для голоса и симфонического оркестра, привлекающая жизнерадостностью, сердечностью содержания, философско-трагедийным аспектом музыки, выразительностью мелодики, возможностью поисков колоритных оркестровых красок (песня «Наша молодость», монолог «Братство», поэма «26», циклы песен: «Солдатские песни», «Сибирь — земля могучая», героическая песня «Саур-Могила» и др.). С конца 50-х годов композитор работает в вокально-симфоническом жанре: оратории «Донбасс трудовой» (слова В. Локшина), «Думы Тараса» (слова Г. Кривды); кантаты «Славься, Донбасс» (слова П. Беспощадного), «Слава шахтерам Донбасса» (слова В. Шутова), «Шахтерский при¬вет Москве» (слова В. Шутюва) и другие сочинения, в которых темы гражданственного звучания выражаются через музыку, посвященную земле Донбасса и его героическим людям. Неудивительно, что один из самых демократических жанров музыкального искусства, доступный широким слушательским кругам, оказался в поле зрения С. В. Ратнера. Воссоздать образ народа, раскрыть внутренний мир человеческих чувств, выразить любовь к родному краю — те задачи, которые ставил композитор перед собой. Отсюда вытекали вопросы как общеэстетические, так и музыкальные: выбор темы, образы героев, содержание и его музыкальное воплощение. Вышеперечисленные произведения отмечены стройностью драматургии, яркостью образных характеристик, выразительностью вокального стиля, сочетающего декламационное пение и развернутые хоровые эпизоды.

Не менее значительно и балетное творчество С. В. Ратнера. В раскрытии внутренней жизни человека, связей с природными явлениями во всем их многообразии нашел проявление тот же интерес композитора к личности. В балетах: «Солнце с Востока» (либр. С. Липорта), «Майя» (либр. А. Лукацкого), «Поэма о весне», «Симфония Донбасса», «Русские самоцветы» (либр, В. Уманова), «Польская сюита» звучат украинские, русские, белорусские, польские песни, представлены напевы народов Востока. Все это обога¬тило музыкальный язык новыми мелодико-ритмическими особенностями, ладогармоническими находками, темброво-инструментальными эффектами. Хотя каждое из произведений различно по содержанию, музыкальной драматургии, форме, однако носит отпечаток творческой индивидуальности композитора, поэтому легко узнаваемо и составляет звено целого балетного цикла.

Большое место в творчестве С. В. Ратнера занимает программность инструментальной музыки, что обусловлено демократической основой его эстетики. Программные произведения композитора позволяют наиболее «наглядно» показать образы, обобщенно передающие любовь к людям, краю, неравнодушное отношение автора ко всему, что происходит в Донбассе. Отсюда близость между инструментальной программной музыкой С. В. Ратнера и его вокально-симфонической, балетами — через общие сюжеты, общий круг образов и характерные приемы выразительности, например: кантата «Слава шахтерам Донбасса» и увертюра «Праздник в Донбассе», балеты «Слава металлургам Донбасса», «Симфония Донбасса», оратория «Донбасс трудовой» и Симфоническая поэма «О героях Донбасса» и т. д. По признанию самого композитора, главная идея «О героях Донбасса» — стремление воссоздать в музыкальных образах величие ратных и трудовых подвигов шахтеров Донбасса, воспеть идеи мира и братства. Содержательная музыкальная среда поэмы такова: утренняя заря, восход солнца, постепенно освещающего степные просторы, шахты, копры Донбасса, возникают воспоминания о годах войны, о страданиях и героических подвигах, завершает сочинение кода финала, символизирующая бессмертие подвига народа-победителя, народа-творца. Тематическое единство, сквозное симфоническое развитие, синтезирующая роль финала придают поэме цельность и роднят ее с симфонией. Пластичная, широкая, светлая красота и рельефность основной темы, ритмическое разнообразие разработочного пласта, своеобразие оркестровки, органично вплетающаяся в победные аккорды торжественная тема четырех валторн, создают атмосферу упоения радостью созидания, борьбы и победы. Сравнивая поэму с тремя вокально-симфоническими поэмами композитора на стихи лауреата Ленинской премии А. Прокофьева «Сибирь — земля могучая», «Круты, скалисты берега Байкала», «По реке, реке сибирской», отмечаем два внешне несхожих по географическим, природным условиям мира, равно живущих борьбой страстей, создающих духовные и материальные ценности. В них воспевается также величие, но земли сибирской, ее неистощимые богатства, ее люди, такие же величественные, могучие, как и их земля. Находим общее в показе романтики драматических переживаний, свежести композиционного решения, широте охвата жанрово-стилистических свойств народного песенного творчества. Певучесть музыки углублена слиянием вокальных линий, переходящих в волнообразные кульминационные зоны, на гребне которых прослушиваются интонации русских, украинских народных песен, с бытовыми диалектами и городским фольклором. Назовем в качестве примера еще одно произведение С. В. Ратнера, свидетельствующее о сказанном. Рапсодия на темы шахтерских попевок для фагота и симфонического орке¬стра — это концертная пьеса, основанная на интЬнациях бытующих в Донбассе народных песенно-танцевальных мелодий. Автор насыщает музыкальную ткань интонациями простодушных, жизнелюбивых, остроумных песен, погружая слушателей в любимые ими танцевальные ритмы. Искрящийся, живой музыкальный юмор представлен в пьесе весьма талантливо.

В 80-е годы С. В. Ратнер вновь обращается к сочинению масштабных программных инструментальных произведений. Один из последних его опусов — симфоническая поэма «Памяти героев блокады», написанная после пребывания в Ленинграде (1984). Метафорический жанровый подзаголовок «Симфонический монолог», олицетворяющий собой тон авторского высказывания: размышление-повествование о трагических судьбах людей осажден¬ного города, об их беспримерном мужестве и героизме, о вечной памяти в сердцах живых определяет основное содержание поэмы и средства его воплощения. В произведении преобладают медленные темпы, скорбно-сосредоточенные и торжественно- просветленные звучания (крайние разделы трехчастной поэмы). В контрастной середине действенные образы, символизирующие пафос борьбы, приводят к кульминационному патетическому завершению основной темы сочинения. В заключение поэмы композитор вводит хорал-молитву с торжественными, строгими ходами.

Обогащая традиции украинской профессиональной музыки XX века, С. В. Ратнер внес свой емкий вклад в развитие музыкальной культуры шахтерского края. Восхищаясь героизмом шахтеров и металлургов, разрабатывая свою главную творческую тему — любви к людям, к их истории, композитор средствами музыкального языка воспевает могучий Донбасс.

Список основных произведений С. В. PATHEPA Править

  • 1942 Комическая опера «Хитрый Наса», либр. В. Сагаловао
  • 1942 Концерт для фортепиано с оркестром (на казахские темы)
  • 1943 Симфония на уйгурские темы
  • 1950 Симфоническая поэма «Освобожденный Донбасс»
  • 1951 «Праздничная увертюра для симфонического оркестра»
  • 1958 Балет «Солнце с Востока», либр. С. Липорта
  • 1958 - 1959 Кантаты: «Слава шахтерам Донбасса», сл. В. Шутова; «Славься,

Донбасс», сл. П. Беспощадного

  • 1959 Оратория «Донбасс трудовой», сл. В. Локшина
  • 1982 Балет «Майя», либр. А. Лукацкогр
  • 1964 Оратория «Думы Тараса», сл. Г. Кривды
  • 1965 Оратория «Ленин», сл. С. Смирнова
  • 1965 Сюита для ксилофона с оркестром
  • 1965 Драматическая увертюра «Тарас Шевченко»
  • 1988 Концерт для фагота с оркестром
  • 1968 Кантата «Шахтерский привет Москве», сл. В. Шутова
  • 1969 Поэма «26» для баса и симфонического оркестра, сл. В. Русова
  • 1969 Цикл песен «Сибирь — земля могучая», сл. А. Прокофьева
  • 1970 «Русская фантазия» для квинтета духовых инструментов
  • 1971 Цикл песен «Солдатские песни», сл. В. Юречко
  • 1973 Симфоническая поэма «О героях Донбасса»
  • 1974 Балет «Поэма о весне», либр. В. Уманрва
  • 1975 Рапсодия на темы шахтерских попевок для фагота и симфонического оркестра
  • 1977 Балеты «Симфония Донбасса», «Русские самоцветы», либр. В. Уманова; Токката для скрипки и фортепиано
  • 1980 «Наша молодость» для сопрано, меццо-солрано, баритона и сим¬фонического оркестра, сл. Ю. Каменецкогр
  • 1981 «Белорусские узоры» для флейты и фортепиано
  • 1981 «Рапсодия» для фортепиано
  • 1982 «Нас манят вершины заснеженных гор», кантата, сл. Ю. Каменецкого
  • 1983 «Братство», героико-драматический монолог для баритона, сл. А. Суркова
  • 1983 «Русская увертюра» для симфонического оркестра
  • 1983 Марши: «Слава Киеву родному», «Слава героям Одессы» для духового оркестра
  • 1983 Сонатина для скрипки и фортепиано
  • 1983 Концерт для домры и фортепиано
  • 1984 Симфоническая поэма «Памяти героев блокады»
  • 1984 «Пионерский марш», «Кукушка», «Маленький вальс», вариации на тему белорусской народной песни «Перепелочка» — четыре пьесы для фортепиано
  • Произведения без указания года создания: Балеты «Бессмертие подвига», «Слава металлургам Донбасса», «Польская сюита»

Концерты: для скрипки с оркестром, для трубы с оркестром. Кантата «От мрака к свету»

Литература Править

Т.И. Киреева, С.В. Савари. "Композиторы Донбасса" (очерки жизни и творчества). г. Донецк - 1994 г.